Опрос потребителей

Закон не до лампочки. Комсомольская правда 30 августа – 6 сентября 2012 г.

31.08.2012

День большинства из нас начинает с щелчка. Щелчка электроприбора - будь -то выключатель, кнопка электрического чайника, микроволновки, кондиционера и прочих «благ цивилизации»… Киловатты «бегут» в зависимости от наших потребностей,превращаясь в приличные суммы денег. Зачастую, потребитель не всегда понимает, откуда берутся многозначные цифры в платёжках, и обвиняет во всём энергетиков. Между тем, на первый взгляд, конфликта здесь быть не должно, ведь согласно 261 ФЗ «Об энергосбережении» все дома должны быть оснащены приборами учета. С их помощью жильцы платят лишь за реально потребленные энергоресурсы. Однако, на деле выходит не всегда так, как написано… Почему?

О нормативных и правовых аспектах взаимоотношений участников энергорынка, о выгоде установки и требованиях к общедомовым приборам учёта, мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Облкоммунэнерго» Вадима Ойкина.

Вадим Геннадьевич, энергорынок достаточно сложно устроен и потребитель не всегда понимает, кто за что отвечает. Давайте внесём ясность, какую роль ОАО «Облкоммунэнерго» выполняет в энергообеспечении населения?

Наше предприятие является электросетевой организацией. Иными словами, мы транспортируем электроэнергию в населённых пунктах области. Приобретает электроэнергию для региона с оптового рынкаэнергосбытовая компания–у нас это ОАО «Саратовэнерго». Соответственно, гарантирующий поставщикреализует электроэнергию исполнителю коммунальныхуслуг (управляющая компания.ТСЖ, ЖСК и др.), собирает деньги с потребителей, а нам оплачивает транспортировку. Мы доставляем электроэнергию до границы балансовой ответственности, и количество этой энергии должно быть зафиксировано прибором учёта. На основании этого показателя происходят наши взаиморасчёты с ОАО «Саратовэнерго». Таким образом, главная задача ОАО «Облкоммунэнерго» безаварийная и бесперебойная эксплуатация электросетей и доставка электроэнергии до границ балансовой ответственности.

А где определяется граница балансовой ответственности для жилых домов?

В 491-ом Постановлении Правительства РФ «Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах» пунктом 8 чётко определено, что границей ответственности собственников жилых помещений является внешняя граница стены многоквартирного дома. Однако, на практике существующие вводные устройства, как правило, находятся в подвалах и в неудовлетворительном состоянии. Поэтому установка в них прибора учёта нецелесообразна. Кроме того, это не совсем удобно ни для потребителей, ни для наших специалистов. Во-первых, затруднён доступ контролёров и уполномоченных лиц к счётчикам. А десятым разделом «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» нам установлена обязанностьежемесячно снимает показания приборов учета, находящихся в местах присоединения электроустановок потребителей к сетям ОАО «Облкоммунэнерго». Во-вторых, по этой же причине, в случае аварийной ситуации наши специалисты не смогут оперативно её устранить. Кроме того, установка такого прибора обеспечит пожарную безопасность имущества и личную безопасность граждан. Я уже не говорю о том, что эти меры будут способствовать снижению потерь электрической энергии в распределительных сетях. А это деньги, которые мы в последующем можем вкладывать в капитальный ремонт электросетевого хозяйства для повышения его надёжности.

За чей счёт должны устанавливаться общедомовые приборы учёта?

Основными правилами функционирования розничных рынков электрической энергии определено, что устанавливаться общедомовые приборы учёта должны за счёт средств собственников многоквартирных домов. Однако, данные правила вступили в силу в июне текущего года. До этого времени в рамках собственных мероприятий по энергосбережению мы устанавливали приборы учёта за свой счёт. Теперь же и управляющие компании, и сетевые организации имеют право устанавливать приборы учёта без согласия жильцов, а понесённые расходы предъявлять гражданам. Только надо здесь учитывать, что в общую стоимость войдёт не только цена самого прибора, но и работы по его монтажу, которые устанавливаются уже по рыночным ценам. Так что лучше экономить всё-таки по закону.

Какая мотивация должна быть у собственников к установке общедомового прибора учёта, иными словами, зачем это им нужно?

Самая главная мотивация – это исполнение 261 закона «Об энергосбережении» и 185 закона «О фонде содействия реформирования ЖКХ», который позволяет привлечь средства федерального фонда на выполнение капитального ремонта дома. Кроме того, повторюсь - это удобство и безопасность для граждан. На наших приборах установлен защитный автомат, который в случае аварии её нейтрализует.

Вадим Геннадьевич, давайте подведём итог, сколько по области уже установлено общедомовых приборов учёта электроэнергии и в каких районахобласти эта работа ведётся более успешно и менее?

Всегоу нас по области 5 213 точек, которые необходимо оснастить приборами учёта электроэнергии. Это общее количество. На сегодняшний день мы установили уже около 3 600 счётчиков. Полностью завершены работы в Новоузенске, Ровном, Степном и многих других населённых пунктах. Их, кстати, большинство. Более чем на 90 % эта работа выполнена в Энгельсе, Петровске.Пока сложности у нас возникают в Балаково. Но здесь, скорее всего, вопрос вотсутствии информации у населения о том, почему и зачем это нужно делать. Недавно мы приняли участие в совещании с жителями г. Балаково, инициированное Александром Михайловичем Стрелюхиным. Там прозвучали очень актуальные вопросы и, думаю, что не только население, но и энергетики подчерпнули для себя многое из этой встречи. Кроме того, специалисты нашего филиала в г. Балаково ведут разъяснительную работу с гражданами. Поэтому, думаю, что ситуация в ближайшее время исправится. Ещё раз подчеркну, согласно закону обязанность, в том числе финансовая, устанавливать общедомовые приборы учёта ложиться на собственников помещений и исполнителей коммунальных услуг.  

Комсомольская правда 30 августа – 6 сентября 2012 г.

Возврат к списку